Погоня вебмастеров за пузомерками напоминает массовую истерию. Владельцы сайтов убиваются по ТИЦ и PR так, будто от этого зависит все их интернет-будущее. Что же это такое — вожделенные ТИЦ и PR сайта, и почему с ними так носятся?

Сначала про ТИЦ.

ТИЦ (Тематический Индекс Цитирования) — это приблуда Яндекса, являющая собой некоторый показатель авторитетности вашего сайта среди других, ему подобных. Как важно объясняет сам Яндекс, ТИЦ является аналогом индекса цитирования в научном мире. Допустим, вы доктор наук Вася Пупкин и написали свой научный труд по размножению кроликов в неволе. Ваши коллеги-зоологи ознакомились с ним и в собственных научных трудах кое-где упомянули вашу работу, вроде «Как утверждает Вася Пупкин в своем научном труде, процесс размножения кроликов в неволе происходит очень эмоционально…». Чем более интересна ваша работа для ваших коллег, тем чаще они будут вас упоминать. Но это еще не все. На вашу гениальную работу могут сослаться в своих рефератах ваши восторженные студентки-первокурсницы, только начинающие изучать кроликов, а могут — уважаемые академики, которые не одно поколение кроликов уже размножили. Почувствуйте разницу и подумайте, что будет означать большее уважение и авторитет? Кроме того — ваших кроликов могут упомянуть не только в научном ракурсе, но и где-нибудь на сайте смешных историй («ха-ха-ха, почитайте как серьезно Вася Пупкин пишет о размножении кроликов!»). Все эти тонкости имеют большое значение.

Рассчитывая ТИЦ сайта по специальному алгоритму, Яндекс учитывает:

  • количество ссылок на ваш научный труд, т.е. ваш сайт
  • определяет, с каких именно сайтов идут на вас ссылки
  • насколько совпадают эти сайты с вашим по тематике
  • насколько авторитетны эти сайты с точки зрения самого Яндекса, какой ТИЦ они сами имеют

ТИЦ сайта пересчитывается примерно раз в месяц (хотя не факт, последний апдейт (обновление)  ТИЦ был 51 день назад, вебмастера ждут нового апдейта с большим нетерпением и очень нервничают)

ТИЦ сайта имеет минимальную величину 0 (любой новый сайт имеет нулевой ТИЦ), а максимальная величина равна величине ТИЦ самого Яндекса — на сегодняшний день это 210000. В отличие от PR, который рассчитывается отдельно для каждой страницы сайта, ТИЦ рассчитывается для всего сайта целиком.

Вот такой зверь — этот ТИЦ. Чем больше ссылок будет на ваш сайт с других качественных, авторитетных, близких по тематике ресурсов, тем выше поднимется ваш ТИЦ. Казалось бы, чего тут сложного? А вы сперва попробуйте, раздобудьте эти ссылки. Но это уже другая тема.

А зачем вообще нужен высокий ТИЦ?

Как утверждает Яндекс, величина ТИЦ не влияет на позиции сайта в выдаче. И я могу вас заверить, что это действительно так. Для упрямой погони за высоким ТИЦ, на мой взгляд, есть всего три причины:

  • подняться выше в Яндекс.Каталоге. Это в случае, если вам туда как-то удалось просочиться. Каталог Яндекса — высота для рядового вебмастера практически недостижимая, попасть туда можно лишь благодаря фанатичной вере в чудо. Ну, или денег заплатить — 15000 рублей, если не ошибаюсь (причем это гарантирует лишь скорейшее рассмотрение заявки, а вовсе не попадание в ЯК). Так вот, на первых позициях Яндекс.Каталога в каждой тематике находятся самые «тицастые» сайты.
  • если вы собираетесь зарабатывать на продаже ссылок. Как, по-вашему вебмастера поднимают свой ТИЦ? Думаете, сидят и ждут, пока вдруг тематические ресурсы проникнутся их гениальностью и начнут напропалую ставить у себя ссылки? Ага, щаззз! Очень часто тематические ссылки приходится покупать.  Вот, одни вебмастера покупают, другие продают — всем хорошо. Если вы хотите, чтобы у вас кто-то размещал свои ссылки (за деньги, разумеется) — вам просто необходим высокий ТИЦ. Ну или хотя бы отличный от нулевого. Ссылки с сайтов с нулевыми показателями стоят очень дешево. А продажей ссылок с жирного тицастого сайта можно заработать не только на хлебушек с маслом, но и на небольшой отпуск.
  • третья важная причина для поднятия ТИЦ — это возможность периодически меряться с другими вебмастерами у кого длиннее и толще ТИЦ выше и кто нарастил его быстрее. Эти спортсмены частенько ставят на свои сайты приятные счетчики-денежки от Яндекса и радуются, как дети, когда на счетчике увеличивается циферка))

Собственно, это все, для чего нужен ТИЦ. Узнать ТИЦ любого сайта проще пареной репы — наберите в поиске «узнать ТИЦ» и выбирайте любой  сервис. Кроме того, можно установить специальные плагины, позволяющие с ходу видеть ТИЦ любого сайта, на который вы заходите — например, для браузера FireFox есть прекрасный SEO-плагин SEObar, для Оперы — другой Seobar . Собственно, ТИЦ сайтов показывает и банальный Яндекс.Бар.

Теперь о PR.

PR — (Page Rank) — это показатель Google, который с некоторыми оговорками можно назвать аналогом ТИЦ для Яндекса.  PR обновляется гораздо реже, чем ТИЦ (раз в несколько месяцев), рассчитывается отдельно для каждой страницы сайта и может быть от 0 до 10. Существенной оговоркой является тот факт, что в отличие от ТИЦ, PR сайта (точнее, отдельной его страницы) напрямую влияет на  положение  в поисковой выдаче — чем больше величина PR страницы, тем выше она будет находиться в выдаче Гугла среди подобных себе.  Из этого становится понятно, что PR сайта не только показатель авторитетности, но и показатель релевантности страницы. На позицию в Яндексе PR, естественно, никак не влияет.

Принцип расчета PR напоминает собой расчет ТИЦ — в том смысле, что точно также определяются количество и качество ссылок на ваш научный труд в работах ваших научных коллег. Разница состоит в том, что в отличие от ТИЦ, учитывается не авторитет самого автора (т.е. сайта), а авторитет его отдельных работ (т.е. страниц сайта)

Рассчитывается PR довольно хитрым способом. Постарайтесь осилить ниженаписанную абракадабру  — пригодится!

Допустим, вам удалось заполучить ссылку на какую-либо страницу вашего сайта с жирного тематического ресурса, имеющего PR 10. Скорее всего, это будет главная страница сайта, поскольку вес внутренних страниц обычно ниже. Если ваша ссылка будет на этой жирной странице единственной — радуйтесь, вы взлетите до небес. Страница отдает примерно 85% своего PR, т.е. теоретически вы можете получить PR своей страницы 8-9. Но на практике такая ситуация вряд ли достижима. Скорее всего, на этой странице будут еще какие-нибудь ссылки и все эти 85% равномерно распределятся по всем ссылкам.

Теперь представим обратную ситуацию: допустим, PR главной (ну или любой внутренней) страницы вашего собственного сайта равен 5. Вы ставите на этой странице ссылку на какой-либо другой ресурс. Какой в этом случае PR перейдет по этой ссылке? Если ссылка единственная, то 85%. Владелец этой ссылки будет очень рад. Но вряд ли ему так повезет, потому что кроме его ссылки, на этой же странице будут находиться и другие ссылки, в том числе и ссылки на ваши другие страницы. Вот по всем этим ссылкам этот вес и расползется. Если вы не хотите передавать свой вес другому сайту, но ссылку есть необходимость поставить — вы можете закрыть эту ссылку атрибутом «nofollow». Об этом  я уже писала в статье Как закрыть ссылки от индексации, но повторение — мать учения. Казалось бы, в этом случае одной ссылкой, жаждущей перетекания по ней PR , станет меньше, и больше достанется вашим внутренним ссылкам — ан нет. Раньше, собственно, так оно и было. Но в настоящее время дело обстоит так: по закрытой в «nofollow» ссылке вес не передастся, но и вашим внутренним страницам его не добавится. Он уйдет в пустоту. По сути, этим фокусом Google предлагает нам не вредничать и делиться с ближним своим, то есть закрытие ссылки в «nofollow» по сути означает «ни себе, ни людям». Вот так.

Свежесозданные сайты имеют нулевой PR, при грамотной внутренней перелинковке и небольшом количестве внешних ссылок вполне реально получить PR равный 4. А вот дальше придется постараться. PR от 5 до 8 получить очень сложно, а 9-10 — практически невозможно, для этого нужно иметь количество обратных ссылок, исчисляемое сотнями тысяч. К примеру, сайт Microsoft.com имеет PR 9))

Узнать PR сайта, так же как и ТИЦ, не представляет проблемы — в интернете сотни сервисов, представляющих эти услуги. Кроме того, те дополнения для браузеров, о которых я писала выше, определяют также и PR. Кроме Яндекс.Бар, он показывает только ТИЦ.

Надеюсь, приблизительно вы поняли суть пузомерок — ТИЦ и PR сайта.

Как создать сайт самой