Я очень люблю помогать новичкам. Правда. И всегда очень радуюсь, когда вижу, что мой ученик делает успехи и бодро топает вперед. Но очень часто случается так, что вроде бы талантливый и умный человек не добивается успеха и бросает работу на полпути. Иногда это происходит по причине того, что сайтоводство его не заинтересовало, но гораздо чаще — потому, что он с самого начала неверно подошел к работе над сайтом. Обычно это бывает так: «я сделал сайт, наполнил информацией, а люди почему-то не идут, чо делать-то?»

Я много писала на эту тему, в разных статьях, но сейчас хочу собрать всю информацию воедино. Перед тем, как создавать сайт, нужно провести изрядную предварительную работу, без которой ваши усилия скорее всего обернутся прахом. «Хорошая подготовка поверхности — залог удачного изделия» (с)

Итак, что это за вопросы, которые вы должны задать себе (и ответить,  желательно в подробном письменном виде) перед тем, как начать строчить материалы на свой новый сайт?

1. Зачем мне сайт?

Понятное дело, зарабатывать. Иначе вы бы сейчас сидели не здесь, а в своем уютном бложике, не задумываясь ни об оптимизации, ни о монетизации. Но как именно вы собираетесь зарабатывать? В зависимости от ответа подход может кардинально различаться. Будет ли это сайт под Adsense, сайт под тизерки, партнерки, продажу ссылок, либо сайт будет лишь посредником в продаже ваших услуг? Даже если взять одну и ту же тематику, у всех этих сайтов будет разная аудитория, разное семантическое ядро и разные перспективы.  Странно было бы арендовать помещение, а потом думать, каким бы вам бизнесом заняться, правда?

2. Какова моя целевая аудитория?

Опять же, в зависимости от целей, аудитория может быть разной. Возьмем для примера такую женскую тематику как маникюр. Казалось бы — какая разница, кого привлекать? Собрать все маникюрные запросы, написать под них статьи и ждать посетителей. Если сделаете так — будете ждать прибыли тридцать лет и три года, гарантирую. Я вижу в этой тематике как минимум три различных аудитории:

  • информационная. Эти люди ищут информацию: как правильно сделать французский маникюр, каковы модные тенденции в этом сезоне и т.д. Пишем интересные статьи, ставим женские тизерки (такие посетители будут резво по ним щелкать), можно партнерки и контекст
  • покупающая. Где сделать маникюр, где купить маникюрные принадлежности и т.п. Сайт-проводник, сайт под партнерки интернет-магазинов.
  • аудитория, нацеленная на обучение. Те, кто хочет научиться маникюру и сопутствующим тонкостям. С этого сайта можно, например, бойко торговать собственными уроками и видеокурсами.
Если покопаться в статистике поисковых систем, можно нарыть еще немало таких ниш. Всегда говорю и буду говорить: лучше сделать несколько сайтов одной тематики, но разной направленности, чем один обо всем. Можно сделать три сайта сразу и привлекать на каждый из них свою аудиторию. Можно связать их между собой. Это будет гораздо эффективнее и проще.

3. Каким образом я собираюсь привлекать посетителей?

Здесь есть немало способов, на одних только поисковых системах свет клином не сошелся. Есть еще социальные сети, сервисы дневников, сообщества, рассылки, контекстная реклама. Конечно, лучше всего комбинировать все эти способы. Заранее продумайте стратегию по каждому из этих направлений, прикиньте, хватит ли у вас ресурсов (времени, денег). Иногда проще и дешевле оказывается привлекать людей одним только контекстом (Яндекс Директ или Google Adwords) — по некоторым ключевым словам. Особенно если нужно привлечь трафик моментально. Иногда быстрее оказывается нанять администратора для продвижения в соцсетях, чем заниматься этим самостоятельно.

4. По каким запросам ко мне должны приходить посетители?

Ответ на этот вопрос вытекает из второго пункта — про аудиторию. К примеру, если вы хотите продвигать свои курсы, то вам целесообразно будет собрать все «обучающие» запросы, оставив за бортом прочие. Не ленитесь безупречно составить семантическое ядро — это окупится!

5. Какова конкуренция в моей нише?

Еще один важнейший вопрос. Хотя бы примерно прикинув уровень конкуренции, можно избавить себя от многих разочарований. Конкуренцию можно оценить по следующим показателям:

  • общее количество страниц в выдаче по каждому запросу
  • количество главных страниц в топе-10 (чем их больше, тем выше конкуренция. Даже не пытайтесь продвинуть внутреннюю страницу, если топ забит главными по самые, простите, помидоры)
  • количество страниц с тайтлом, включающим данный запрос

6. За счет чего я смогу при необходимости расширить тематику сайта?

Такая необходимость иногда возникает. К примеру, вы вдохновенно писали статьи на ваш сайт, а потом пыл угас, писать об одном и том же вам надоело, да и тематика «кончилась». Сможете ли вы добавить на сайт другие рубрики, которые бы не слишком разбавили общую релевантность и сохранили направленность сайта, при этом не разочаровав вашу аудиторию? Подумайте о возможном расширении сайта заранее.

7. По какому плану я буду действовать?

Ввязавшись сразу в бой, вы рискуете запутаться и потерять все ориентиры. Я всегда составляю план работ, задумывая новый проект. Причем вплоть до малейших пунктов, вроде «убрать лишние элементы дизайна, настроить почту на домене, установить счетчики статистики». Я делаю свои сайты с закрытыми глазами, но все равно у меня есть чек-лист, включающий все мелкие моменты. Однажды я забыла открыть сайт к индексации 🙂 Потратьте некоторое время для разработки подробного плана — это очень облегчит вам работу.

Желаю всем удачи в новом году, грандиозных задумок, великих воплощений, хороших доходов, и надеюсь, что мои советы помогут вам избежать многих ошибок.

Язык сценариев Javascript реализует возможность «живого общения» между страницами сайта и пользователем и является необходимым инструментом веб-дизайна. Для интересующихся — грамотная статья  от профессионального веб-разработчика о таком элементе как javascript class — Нужны ли классы в Javascript?