Если вы еще не слышали о новом алгоритме Яндекса, то спешите узнать, ибо несет он нам с вами серьезные изменения. Глупые и слабые сеошники видят в нем свой персональный конец света, посыпают головы пеплом и подыскивают вакансии на стройке, а умные и сильные (как мы с вами) анализируют новшества и готовятся к новой эпохе в SEO.

Яндекс продолжает играть с нами в города, и новое свое чудо-юдо называет Калининградом. В отличие от предыдущих алгоритмов — Магадана, Анадыря, Снежинска и т.п. — Калининград затрагивает не просто отдельные факторы ранжирования, он представляет собой телепатию совершенно иной принцип. Теперь поиск Яндекса является полностью персонализированным, а основным фактором ранжирования является сам пользователь. 

Что это означает на практике?

Возьму готовый пример из помощи Яндекса. Вы — любитель классической музыки, а ваш друг Емеля — киноман. Вы частенько ищете в интернете музыку, а Емеля — фильмы. Вы с Емелей одновременно набираете в поиске слово «Бетховен» и видите такую картину (ваша — слева, Емелина — справа). Выдача разная!

алгоритм калининград

Как это работает?

К слову сказать, в Google поиск давно является персонализированным. Отличие в том, что в Google он по умолчанию выключен, а в Яндекс — включен. Чтобы отключить персонализацию в Яндексе, нужно сначала залогиниться, либо всякий раз чистить куки. Как вы думаете, многие пользователи будут это делать?

Из недавнего разговора в скайпе:

— Марго, почему у меня на ноутбуке не открывается сайт? С рабочего компа захожу нормально.

— Почисти куки в браузере.

(Пауза)

— Куки у меня чистые, я два раза в день душ принимаю. И браузер меняю регулярно.

Таким образом получаем, что подавляющее большинство пользователей будут-таки видеть свою собственную, персональную выдачу. Если вы еще не оценили масштаб метаморфоз, то другими словами: по каждому запросу вместо одной общей (без привязки к региону) и 1200 вариантов региональных выдач мы будем иметь несколько миллионов.

Маша очень следит за своей внешностью и регулярно посещает салоны красоты. Ее подруга Алена озабочена профессиональной реализацией и хочет стать профессиональной маникюрщицей. Вчера они обе набирали в поиске слово «маникюр» и видели одинаковую выдачу, потому что Яндекс еще ничего не знал об их интересах. Из выдачи Маша выбирала только сайты салонов красоты, предлагающие маникюр и прочие услуги, а Алена — только сайты, предлагающие обучение маникюру.

Сегодня обе они набирают запрос «наращивание ногтей». Яндекс уже знает, чем девушки интересуются, а поэтому очень старается, чтобы они как можно быстрее нашли то, что им нужно. И сегодня выдача уже различается: Маша видит на первых местах салоны красоты, а Алена — обучающие курсы. Надо уточнить, что Яндекс учитывает и фактор «спонтанного интереса» — ситуацию, когда Маша вдруг позавидовала Алене и решила тоже научиться наращивать ногти самостоятельно. Поэтому для Маши обучающие курсы не будут совсем выкинуты из выдачи, они будут ненавязчиво показываться чуть ниже (посмотрите на картинку с примером про Бетховена)

Вот так хитро.

А что с последствиями для хитро*опых оптимизаторов?

Во-первых, тем из них, кто получал оплату от клиентов в зависимости от количества запросов в топе, придется пересматривать свою систему оплаты труда. Главная статья отчетов — по росту позиций — уже не будет иметь почти никакого смысла.  Хотя нет, скажу по-другому — смысл в ней будет уже другой. Попадание в топ по-прежнему будет гарантировать приток посетителей, но поток этот будет нестабильным как никогда — ведь он гораздо больше будет зависеть от поведения. Сейчас попадание в топ — это лишь шанс показать себя с лучшей стороны и заинтересовать посетителя. Если вам это не удастся — никакие трастовые ссылки вам не помогут, вы медленно и верно будете терять позиции и трафик.

Во-вторых, довольно сложным делом окажется привлечение посетителей на новые сайты (да-да, на те самые MFA, которые я вас учу делать). MFA становятся еще больше похожими на СДЛ и увеличивают свой объем — чтобы увеличить количество запросов, по которым будет показываться неперсонализированная выдача (т.е. та, которую видит посетитель, еще «не известный» Яндексу).

В-третьих, еще больше внимания нужно будет уделять формированию хороших сниппетов и обеспечению максимальной релевантности страницы запросу. Чем больше людей будет переходить на ваш сайт из выдачи и возвращаться на него, тем выше вы будете находиться в выдаче лично для них и тем больший трафик сможете собрать.

В-четвертых, придется пересматривать свой подход к составлению семантического ядра.  Наибольший эффект принесет продвижение по НЧ-запросам, стратегия «ТОЛЬКО несколько ВЧ и пару десятков СЧ» тихо отходит в мир иной. Домашнее задание — подумайте, почему? 🙂

А вот вам доказательство того, что поиск существенно изменился. На картинках — статистика  некоторых продвигаемых мной трастовых сайтов. Ключевое слово — трастовых. С возрастом и определенным ядром лояльных посетителей.

Что я хочу посоветовать в итоге. Мы получили от Яндекса новый ободряющий пинок в сторону «ДелайтеСайтыДляЛюдей» . Нам предстоит биться за лояльность наших посетителей, удивлять и радовать их. Все меньше сухой технической работы и все больше творческой. Двигаемся в массы, осваиваем (если кто-то еще не освоил) социальные сети, предлагаем новые ништяки и вкусности — и не обманываем, не обманываем! На самом деле это только на первый взгляд все страшно и опасно. На самом деле продвижение и создание сайтов становится все более цивилизованным, а значит — обещает новые замечательные возможности для тех, кто по-настоящему умеет и любит работать.